• images/stories/foto/samoljot/slajder/jak52_1.jpg
  • images/stories/foto/samoljot/slajder/jak52_2.jpg
  • images/stories/foto/samoljot/slajder/jak52_1.jpg
  • images/stories/foto/samoljot/slajder/jak52_2.jpg
  • images/stories/foto/parashjut/slajder/3.jpg
  • images/stories/foto/parashjut/slajder/4.jpg
  • images/stories/foto/parashjut/slajder/5.jpg
  • images/stories/foto/parashjut/slajder/6.jpg
  • images/stories/foto/parashjut/slajder/7.jpg
  • images/stories/foto/parashjut/slajder/parachute_1.jpg
  • images/stories/foto/parashjut/slajder/parachute_2.jpg
  • images/stories/foto/parashjut/slajder/parachute_3.jpg
  • images/stories/foto/parashjut/slajder/parachute_4.jpg

История аэроклуба

 
В начале 30-х годов молодежь с огоньком и энтузиазмом предвоенных пятилеток откликнулась на призыв "Комсомолец - на самолет!" Тогда же руководство Рыбинского авиамоторного завода им.Павлова ,нынешнего ОАО"НПО "Сатурн", приобрело два учебных самолета У-2  и два с половиной десятка комплектов лучшего по тем временам летного обмундирования. И комсомольцы, засучив рукава, в свободное от работы время расчистили пригородное поле площадью 180 га возле пос.Кстово и построили аэродром  "Южный". 18 августа 1933 года прямо на взлетной полосе состоялось торжественное открытие Рыбинского аэроклуба. Так началась его история...
 

 

рыбинск

Т
ысячам летчиков, планеристов, парашютистов дал путевку в небо Рыбинский аэроклуб. Один из его первых воспитанников Василий Чекорин в тридцатые годы совершил отважный парашютный прыжок с самолета У-2 в тот пиковый момент, когда крылатая машина, выполняя сложнейшую фигуру высшего пилотажа- "петлю Нестерова"- взмыла в верхнюю точку над подмосковным аэродромом "Тушино ". В годы Великой Отечественной 16 выпускников аэроклуба удостоены звания Героя Советского Союза, а двое курсантов повторили подвиг Николая Гастелло.

 

 

 

Имена Героев Советского Союза - выпускников нашего аэроклуба - Смирнов А. В., Круглов П. М., Ермилов П.А., Якурнов И.Ф., Орлов Л.А., Бобин Н.А., Сыщиков Н.С., Рытов А.И., Котюнин В.А., Старостин Н.Ф., Сморчков Н.И., Смирнов Д.И., Самочкин А.В., Архипов Н.А., Вихорев А.В., Кабанов К.М. Бессмертный подвиг Николая Гастелло повторили Александр Романенко и Дмитрий Балашов.

При поддержке моторостроителей в 1948 году рыбинский аэроклуб активизировал свою деятельность. А его первым послевоенным руководителем стал боевой ас, Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Смирнов. Человек удивительной скромности и кристальной честности, всю войну пролетавший на "горбатом"штурмовике Ил-2, он не любил хвастаться своими боевыми подвигами , рассказывал курсантам о своих боевых вылетах, как об " обычной военной работе". Самый глубокий, так и не заживший рубец на сердце Анатолия Васильевича оставила потеря его родного брата Николая, с которым они вместе закончили Рыбинский аэроклуб, Балашовское лётное училище, служили в одной эскадрилье и "крыло к крылу" летали на боевые задания, прикрывая друг друга

В 1952 году аэроклуб возглавил Ревакат Иванович Баранов, который всю войну прослужил в дивизии полярного летчика Мазурука,осуществлявшей перегон авиатехники, поступавшей из США через Аляску и далее через Баренцево море и всю Сибирь в действующую Советскую армию.

На фоне По-2

Ещё один воспитанник Иван Гаврилович Кузин возглавил аэроклуб в 1960 году. Он вспоминал, как их, курсантов-летчиков, в новеньких, ещё необмятых шинелях с "крылышками " на голубых петлицах, отправили на оборону Москвы в октябре 1941 года, где комендант столицы сказал им: "Забудьте, сынки, что вы - летчики... Вы теперь -танковый десант!" Их наскоро научили запрыгивать на броню танков, и бросили в бой...

С пробитой головой, весь израненный, с осколками во всём теле, после прифронтового госпиталя, где больше года вставал на ноги, он был комиссован "подчистую". Вернулся в родной Рыбинск на моторостроительный завод, поступил механиком в летный отряд предприятия, обслуживал самолет По-2 иал летал на нёмна нем 1948 по 1958 год, летал на севере, а в 1959 году пришел в Рыбинский аэроклуб, вскоре стал его начальником, пробыв на этой должности до 1970 года.

В 1970году начальником аэроклуба стал Томшаков Николай Иванович.

Выпускник Ейского летного училища (тогда ордена Ленина авиационное училище имени Сталина) служил в авиации Северного флота. Осваивал реактивный Миг-15. Летал на «По», на «Яках», на американских истребителях «Кертис», которые создавались для полетов над Африкой и Мексикой, а советские умельцы приспособили машину для работы на Севере! Летал Томшаков и на английских спитфайерах.

– Хороший самолет! Хвост очень легкий был у него, и чтобы машина на взлете не вставала на нос, хвостовую часть «седлали» механики. И был такой летчик, белорус, капитан Курильчик. Он забыл про

В центре - Тимофеев Виктор Семёнович, курсант аэроклуба(1957 год)своего механика. Разрешите на взлетную! Разрешают. Разрешите на взлет! Снова разрешают. И с этим механиком на хвосте Курильчик взлетел. А механик, чтобы не свалиться, достает из голенища отвертку, вставляет ее за ребром жесткости и держится. И как его летчик обнаружил? Вышел за облака и увидел во время разворота тень своего механика. Сразу дал снижение пять метров в секунду, произвел посадку. А механик – все нормально! Вообще столько интересных случаев было…

Николай Томшаков закончил военную летную практику командиром эскадрильи, вернулся в Рыбинск, летал на транспортном Ли-2 в заводском авиаотряде, на других машинах. Когда стал начальником аэроклуба, пошел к директору моторостроительного завода Павлу Федоровичу Дерунову. Приготовил речь, хотел просить помещение для аэроклуба, который ютился на чердаке Дома учителя. Но ничего объяснять Дерунову не пришлось. Заявление сразу ушло в работу, и вскоре аэроклуб переехал к железнодорожному вокзалу. Кстати, оба сына Николая Ивановича тоже связали свою жизнь с авиацией, оба – выпускники Харьковского высшего авиационного инженерного училища. Один служил в Пскове, в авиационном полку, другой – военпред в НПО «Сатурн».

Рыбинский аэроклуб закрыл очередной летный сезон. Рядовое вроде событие. Но не просто поставлены на прикол «Аннушки» и «Яки», «тэшка» и «леший»… Одни – до майской погоды, другие – ненадолго, до тех пор, когда вымостит зима взлетную полосу. В этот день собираются летчики, техники, механики, диспетчеры и другие служители неба, чтобы подытожить сезон. Похлопать приятеля по плечу: а помнишь?...

На этот раз дорогим гостем на Южном аэродроме стал Николай Иванович Томшаков, бывший начальник Рыбинского аэроклуба, военный летчик, майор в отставке. 7 ноября он отметил свое восьмидесятилетие! Что подарить летчику? Конечно, небо.

Едва ветеран вышел из автомобиля, его взяли в оборот:

– Николай Иваныч, хотим показать Вам новую машину!

– Не-е-т, ребята, я уж двадцать лет не летал…

– Николай Иваныч, соглашайся!

Согласился! В четырехместном салоне Як-18Т – как в иномарке. Евгений Самсонов поколдовал над приборной доской, прозвучала команда «От винта!», и взревел мотор, поднимая крыло над полями, дорогами, городскими кварталами…

О чем думал старый летчик, о чем напомнили ему переговоры в наушниках, голубая туманная дымка под крылом?.. В небе – тридцать лет. 

– Не ценили мы тогда молодость, казалось, что она вечна. А вж-жик – и нет ее!.. Ой, вроде и диван этот так и был тут! – ахнул старый летчик, забравшись на второй этаж командного диспетчерского пункта.

Никто и не помнит, сколько лет этому вечному атрибуту аэроклуба. Но поставлен сюда еще до войны – факт! А вот и кресло историческое с Ли-2. В любительской авиа

ции этот самолет был восстановлен, но в 2002 году упал в Мячково…

Слово за слово – речь пошла о судьбе российской авиации да и самого Рыбинского аэроклуба.

– Я абсолютно уверен, все возродится. Другая экономика, политическая система… Все наладится! И я не тревожусь за будущее страны, – не унимался Николай Иванович.

– Но как? Летчиков уже нет молодых, машины разваливаются… – парировал Виктор Веселов, его ученик, нынешний начальник аэроклуба, который во времена Томшакова работал инструктором.

– Вы видели два самолета Як-52 – это самые годные к эксплуатации в России «Яки», больше ни у кого нет таких, самые лучшие – у нас в Рыбинске, – вступил в разговор летчик Женя Самсонов. – Кто их отремонтировал? Частники! И ни один государственный деятель не дал денег…

– Оживление пойдет, когда мы будем работать как частники. Брать кредиты, летать, учить молодые кадры, – подхватил Веселов.

В 1978 году временно исполняющим обязанности начальника аэроклуба был назначен Соколов Юрий Сергеевич. А в 1980 году официально заступил на должность начальника АСК. Где и пробыл до 1984 года, обучая молодых курсантов , проводя занятия по аэродинамике и другим дисциплинам, ведя активную работу клуба по воспитанию молодого поколения.

Затем передал свои полномочия Теглеву Сергею Станиславовичу. А сам перешёл в авиатехники аэроклуба, подготавливая к полётам Як-52 для инструкторов (своих воспитанников) и вновь начинающих обучение курсантов.

За большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи Рыбинскому аэроклубу была вручена грамота от Советского комитета ветеранов войны за подписью его Председателя - Дважды героя Советского Союза генерала армии Батова П.И. ( в Рыбинске установлен бронзовый бюст Батову) и отвественного секретаря СКВВ Героя Советского Союз, легендарного лётчика Алексея Маресьева.

В традиции аэроклуба всегда были встречи с ветеранами. Силами ребят, занимающихся в клубе, для них устраивались концерты.

Юрий Сергеевич родился в 1932 году.С детства он наблюдал за тем, как взлетают самолёты с аэродрома в Кстово. После уроков он с друзьями пешком из города приходили посмотреть на самолёты. После школы три года отслужил в армии авиатехником, обслуживал истребители МиГ-15. В 1954 году, вернувшись из армии в родной город, твёрдо решил, что будет летать.

На тот момент в Рыбинском аэроклубе уже действовало планерное звено. И он начал свою лётную подготовку с освоения планера КАИ-12. В 1960 году Юрий успешно закончил авиационный техникум. И пошёл работать в Рыбинское конструкторское бюро машиностроения механиком-испытателем авиадвигателей, стараясь чаще работать в ночные смены, чтобы день проводить на аэродроме.

Для управления планером лётчик должен был бытьхорошо подготовлен теоретически. Необходимы были знания аэродинамики, метрологии, аэронавигации и др. Лётчики, летающие на планерах, освоившие технику выполнения парящих полётов, полётов на пилотаж, в дальнейшем имели высокую квалификацию. Специфика управления планером заключалась в отстутствии у него двигателя.

Планер

В 1966 году в Рыбинском аэроклубе появились однодвигательные самолёты Як-12, которые использовались для обучения курсантов и подъёма планеров на высоту.

В 1969 году, уволившись из РКБМ, Юрий Сергеевич был принят в аэроклуб на должность командира планерного звена.

Работая в аэроклубе, он прошёл обучение в Центральной Объединённой Лётно-технической школе ДОСААФ ( ЦОЛТШ), получив диплом в 1971 году. Ему было присвоено звание лётчика ДОСААФ 1 класса. Его не привлекала бумажная волокита и езда к вышестоящему начальству. Основной своей задачей он считал обучение спортсменов и курсантов лётному делу.

 

Вид на Рыбинск На точке выравнивания Слева- родной аэродром

 

Парашютное звено

   Парашютное звено в нашем аэроклубе начало свое существование в январе 1979 года. Ранее приходилось ездить в Ярославль, в Карачиху, чтобы прыгнуть с парашютом.

Желающие прыгать ребята и девчата в клуб приходили сначала заниматься теоретической подготовкой - изучали материальную часть парашюта, его тактико-технические характеристики. Аэроклуб в то время находился в старом здании на ул. Радищева, д.2 (около сквера). К потолку были прикреплены подвесные системы, с помощью них будушие парашютисты учились закреплять парашют на себе, управлению стропами, выдергиванию вытяжного кольца. Занятия проходили весело и интересно под руководством опытных инструкторов С.А.Столбова, Е.А.Синицына, В.Н. Махамалкина , А.М. Удовенко.

Командиром парашютного звена в то время был Д.А.Мальгин, летчик первого класса. Когда уже начались выезды на аэродром - если Дмитрий Андреевич летел на Ан-2 на разведку погоды, мы, юные парашютисты, напрашивались с ним. Первый прыжок каждый вспоминает по своим ощущениям (кто - то ведь не сразу смог сигануть за борт) - но эйфория от него, первый спуск под куполом - ага, у меня получилось! - я думаю, помнят все!

Имитация свободного падения

Начинающим выдавалась личная книжка учета прыжков с парашютом, где записывался порядковый номер прыжка, номер упражнения, высота, тип самолета и парашюта. После выполнения третьего прыжка присваивался третий разряд. Перворазник переходил в спортсмены и начинал готовиться к прыжкам в свободном падении. Вот тут начиналось интересное действо! Парашютисты растягивали брезентовое полотнище, а один из нас забирался на конструкцию из дерева и металла, и под бодрые возгласы Сергея Алексеевича Столбова - "Парит,орел - то наш!"- падал, сделав прогибчик в пояснице, пузом на растянутый брезент, имитируя свободный полет!  Не всех из "парящих" успевали удержать на растянутом брезенте...

Мы готовы, Валентин Николаевич!Потренировались - пора на старт! Ставили банус - матерчатый конус, указывающий направление ветра, расстилали на земле брезентовые полотнища, называемые "столами", на которых производилась укладка парашютов. Выезжала машина с оборудованием для связи с самолетом. В - общем, начиналась подготовка к прыжкам...

И вот парашюты на нас, инструктор осматривает со всех сторон - всё ли застегнуто, все ли приборы в порядке. Записываются в журнал фамилии , и мы топаем в Ан-2.  Лётчик и инструктор помогают забраться на борт ( тяжеловата ноша - "дуб" 18 кг + "запаска "6 кг). 

Самолет поднимается в воздух, группа парашютистов ждет сигнала...Следующая группа готовится... Первым к выброске готовится ...пристрелочный парашют. Это маленький купол , на стропах висит мешочек с песком. Летчик с разворота наблюдает, куда несёт  "пристрелку", и прикидывает  точку выброски парашютистов. Звучит сигнал - приготовиться!  Инструктор открывает дверь , звучит еще сигнал - и  - пошёл!... Ты уже за бортом самолёта! Осмотрелся по сторонам, взглянул вверх - купол раскрыт нормально! Всё, земное притяжение сработает по любому!  Наслаждайся видом сверху! И через 3-4 минуты своди ножки вместе - здравствуй, земля! 

Зимой парашютистов ,"унесённых ветром"на неуправляемых куполах, из снега помогали достать (и доставить до места старта) испытатели снегоходов "Буран", базирующиеся на территории аэродрома.

Прыжки совершались с парашютами типа Д-1-5У. У них в исполнении была такая особенность- чехол заканчивался конструкцией, называемой "шарик".При укладке парашюта этот "шарик" плоховато поддавался зачековке, особенно девчонкам. Так и норовил выскользнуть из ранца! Приходилось звать на помощь инструктора. Особенно хорошо усмирять "шарик" умел один из наших любимых инструкторов Евгений Алексеевич Синицын.

Уррра! Я в воздухе!Во время отделения парашютиста от самолёта карабин, зацепленный за тросик , сдергивал чехол, и купол раскрывался  в воздухе (так называемоеУТ-15  принудительное раскрытие).

. А чехол с "шариком" падал, извиваясь змейкой, во чисто поле. Иногда слишком далеко от места приземления... Не всегда добровольцы успевали вовремя найти его, и эта симпатичная бело-оранжевая тряпица становилась трофеем для дачников. 

А сколько сапог и валенок было утеряно при спуске под куполом! Постепенно набирались опыта. Не у всех получалось правильно отделиться от самолёта, не всегда чётко получалось сосчитать секунды до выдергивания кольца в свободном падении - после прыжкового дня проводился " разбор полётов". Выявились и несомненные лидеры, которые получили управляемые купола типа УТ-15.

В традиции аэроклуба всегда были встречи с ветеранами. Силами ребят, занимающихся в клубе, для них устраивались концерты.

Жизнь на аэродроме " кипела ключом... Сложно сосчитать, сколько ребят и девчат нашли путь в небо в нашем аэроклубе! О чемпионах, неординарных личностях , семейных парах, сложившихся в клубе, и приведших туда своих детей - читайте в разделе "Знай наших!".

Встреча с ветеранами Награждение работников аэроклуба

Наблюдаем...

Парашютное звено образца 1981 года

Наши инструктора и Таня Осипова

Ждём погоду...

Дмитрий Андреевич дает напутствия ...

Зимний старт

Ребята из самолетного звена готовятся к прыжкам

Самолетное звено

В кабине Як-12 Личный состав аэроклуба. 1979 год Техника клуба тех времен - Як-12
Развернут старт...Мы смотрим в небо, где Як- двенадцатый летит! Здоровье было чтоб отменным- наш медик Миша четко бдит!... Носок

Ребята из самолётного звена. Награждение Елены Левановой
Награждение Ольги Плотниковой

Лопинг- тренировка для вестибулярного аппарата
Для тренировки вестибулярного аппарата будущих лётчиков на аэродроме были устроены качели - лопинги. Покрутиться в них любили все. А в 1982 году была построена вышка для отработки правильного приземления начинающих парашютистов.

 

 

 



Выпускники нашего аэроклуба довольно успешно поступали в лётные учебные заведения. Например, Слава Муравьёв(инструктор Веселов В. М.) закончил Сызранское высшее военное училище лётчиков ( боевые вертолёты Ми-24). Слава Кашиков, Андрей Алексеев ( инструктор Носок В.А.), Александр Комаров (инструктор Московский Б.П.), Дмитрий Любимов (инструктор Самсонов Е.А.), Игорь Затямин и Михаил Генрих - закончили Харьковское высшее военное училище лётчиков(истребители). Многие закончили вертолётный учебно-авиационный центр в Ярославле.

 

© 2016 - Все права на представленные материалы принадлежат ~ Авиационно-спортивному клубу города Рыбинск ул. Плеханова д. 33 (4855) 22-21-49
   
| Четверг, 08. Декабря 2016 || Администратор: E-mail |